BEEP BEEP MEOW
Японский способ поведения проявил тот же паттерн, который мы наблюдали в дискуссиях об ответственности индивида за собственную безопасность. Как вы помните, там постоянно муссировался вопрос "они сами виноваты, что ли?"
У товарищей самураев та же промблема. "Сделать дело" - это не главное. Главное - "не оказаться виноватым".
Причем, заметьте, что виноватость и в том и другом случае разумеется отнюдь не в христианском смысле (как глубоко личное чувство вины перед-тем-кому-причинил-зло), нет. Это именно "виноват перед начальством", перед "власть-имеющим", перед "тем-кто-может-наказать". С психологической точки зрения, это вовсе не вина, а стыд.
Означенный (азиатский) дискурс и называют поэтому "культурой стыда", а не "культурой вины" (каковой является европейская культура), хотя употребление одного и того же слова "вина" в юридическом и нравственном контексте несколько сбивает с толку.
Между прочим, это напрямую связано с идеей об отсутствии индивидуального сознания у людей "вне европейской цивилизации". Человек, совершивший проступок, чувствует себя неловко исключительно перед "своими" - теми, кто имеет власть наказать и отвергнуть. Тривиальная для европейца мысль о личной ответственности, об интериоризированном Обществе, "совести", когда индивид сверяется с внутренней, а не с внешней контролирующей инстанцией, в указанном дискурсе невозможна.
Как выясняется, эти вещи у нас мало кто понимает. Колониалистские бредни о "благородных дикарях" намертво въелись в мозги, иначе были бы невозможны дискуссии вроде этой.
----
Резюмируя, можно сказать следующее. Азиатский дискурс имеет целью "сохранить отношения" (не быть изгнанным из группы). Европейский - "сделать дело".
Так вот. Это самое "сделать дело" становится возможным только в том случае, когда "сохранить отношения" перестает быть витальным императивом. А перестает оно им быть тогда, когда значительный объем "отношений" из сферы взаимодействия во внешнем мире перемещается "вовнутрь", во внутренний мир индивида. В этом случае утрата отношений с другими людьми в общем случае перестает быть фатальной и не вызывает более смертельного ужаса. Индивид может смело заниматься чем-то еще. (с) everlasting_cat,ЖЖ.
У товарищей самураев та же промблема. "Сделать дело" - это не главное. Главное - "не оказаться виноватым".
Причем, заметьте, что виноватость и в том и другом случае разумеется отнюдь не в христианском смысле (как глубоко личное чувство вины перед-тем-кому-причинил-зло), нет. Это именно "виноват перед начальством", перед "власть-имеющим", перед "тем-кто-может-наказать". С психологической точки зрения, это вовсе не вина, а стыд.
Означенный (азиатский) дискурс и называют поэтому "культурой стыда", а не "культурой вины" (каковой является европейская культура), хотя употребление одного и того же слова "вина" в юридическом и нравственном контексте несколько сбивает с толку.
Между прочим, это напрямую связано с идеей об отсутствии индивидуального сознания у людей "вне европейской цивилизации". Человек, совершивший проступок, чувствует себя неловко исключительно перед "своими" - теми, кто имеет власть наказать и отвергнуть. Тривиальная для европейца мысль о личной ответственности, об интериоризированном Обществе, "совести", когда индивид сверяется с внутренней, а не с внешней контролирующей инстанцией, в указанном дискурсе невозможна.
Как выясняется, эти вещи у нас мало кто понимает. Колониалистские бредни о "благородных дикарях" намертво въелись в мозги, иначе были бы невозможны дискуссии вроде этой.
----
Резюмируя, можно сказать следующее. Азиатский дискурс имеет целью "сохранить отношения" (не быть изгнанным из группы). Европейский - "сделать дело".
Так вот. Это самое "сделать дело" становится возможным только в том случае, когда "сохранить отношения" перестает быть витальным императивом. А перестает оно им быть тогда, когда значительный объем "отношений" из сферы взаимодействия во внешнем мире перемещается "вовнутрь", во внутренний мир индивида. В этом случае утрата отношений с другими людьми в общем случае перестает быть фатальной и не вызывает более смертельного ужаса. Индивид может смело заниматься чем-то еще. (с) everlasting_cat,ЖЖ.